Места

Необычные здания Варшавы

27 февраля 2024
Необычные здания Варшавы. Коллаж: Новая Польша

Необычные здания Варшавы. Коллаж: Новая Польша

В Варшаве немало домов, которые отличаются необычным видом или таят интересную историю. Их обязательно стоит увидеть. Вот наш краткий путеводитель.

Дома на плитах

На Краковском предместье , рядом с Замковой площадью стоят дома, мимо которых каждый день проходят тысячи туристов. У этих домов есть свой секрет. Лишь один из них, так называемый Дом Пражмовских под номером 87 — подлинный памятник архитектуры. Соседние дома после войны были разрушены, а затем отстроены практически с нуля. Почему? Ответ кроется под землей: под улицей пролегает автомобильный тоннель.

Дом Пражмовских. Фото: Адриан Грицук

Тоннель построен в 1948–1949 годах как часть трассы W–Z , важнейшей артерии направления восток-запад. Реализация проекта была призвана показать, что коммунистические власти заботятся о восстановлении и развитии разрушенной столицы. Из-за ограниченных технических возможностей того времени тоннель строился открытым способом. К сожалению , это означало необходимость снести уцелевшие фрагменты исторических зданий.

Тоннель трассы W–Z. Источник: Википедия

Проектировщики трассы и тоннеля решили , что попробуют спасти хотя бы одно из зданий, наименее разрушенное и наиболее ценное — Дом Пражмовских, построенный в XVII веке. Его фасад, защищенный на время строительных работ, находился буквально в нескольких сантиметрах от котлована будущего тоннеля. Архитектурный памятник уцелел, остальные же дома, расположенные в этой части Краковского предместья, были заботливо восстановлены.

Здания располагались над новым тоннелем , который по завершении работ был засыпан землей, отсюда и их название — «дома на плитах». В одном из них, доме Джона сохранился след той крупной инвестиции, какой была трасса W–Z — эскалаторы, ведущие с Замковой площади к проспекту Солидарности, расположенному на несколько метров ниже.

«Копуляки»

Устшицкая улица (Ustrzycka) находится в районе Окенце (Okęcie) , недалеко от аэропорта им. Шопена. Это одна из самых интересных улиц столицы , хотя она находится в стороне от популярных маршрутов, а о ее существовании не подозревает большинство варшавян. Но стоит углубиться в нее, и можно почувствовать себя, как в деревне смурфиков. Дома здесь похожи на округлые грибы с небольшими шляпками. Нигде в Варшаве не увидеть таких домиков, а тут выросла целая колония. Каждое здание имеет две или три куполообразные крыши, благодаря чему они получили название «копуляки» — от польского слова kopułka.

«Копуляки». Фото: Влодзимеж Василюк / Forum

Их спроектировал в 1960-х годах Анджей Иваницкий. Тогда в ПНР односемейное строительство было связано со множеством ограничений , призванных отбить у людей желание обзаводиться собственными домами. Односеймейные здания не могли превышать определенный метраж, а «копуляки» стали способом обойти ограничения: комнаты, находившиеся в закругленных частях, были меньше 2,2 метра, а потому считались малогабаритными и не учитывались в общей площади. Проект предполагал несколько десятков «копуляков», но построено было только десять. Большинство из них сегодня перестроено, но несколько домов сохранили первоначальный вид и до сих пор удивляют прохожих, поэтому стоит посмотреть на «копуляки» вживую.

«Шпионово»

На улице Собеского , 100 в районе Нижний Мокотув возвышается необычный комплекс панельных домов. Его построили во второй половине 1970-х для сотрудников советского посольства и торговых представительств СССР по проекту польских архитекторов Петра Сембрата и Януша Новака. Комплекс отличается очень интересной формой: два корпуса имеют каскадную планировку и поднимаются к центральной части, в которой находится просвет высотой в десять этажей.

Из-за своего предназначения жилой комплекс был практически самодостаточным и отделялся от остального города. Здесь работали детский сад , магазин, клуб и даже кинозал. Это был своего рода анклав СССР в центре Варшавы. Благодаря не всегда законной деятельности советских дипломатов , его неофициально называли «Шпионово» (Szpiegowo) — место шпионов.

«Шпионово». Фото: Анджей Хулимка. / Forum

В начале 1990 годов , с распадом СССР, советские дипломаты и функционеры покинули комплекс. Квартиры стояли пустыми, но в бывшем клубе устраивались подозрительные вечеринки, где водка лилась рекой, а попасть туда можно было только с российским паспортом.

Когда в Польше произошли политические перемены , варшавские власти потребовали возвращения имущества, но российская сторона упорно им отказывала. Дело было передано в суд, который постановил, что Российская Федерация использует здания без договора и не платит положенные налоги. Городские власти хотели вернуть собственность, но это грозило дипломатическим скандалом.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину агрессор настолько запятнал свою репутацию в мире , что больше не было нужды беспокоиться о протестах российских дипломатов. В апреле 2022 года власти Варшавы забрали здания и планировали передать их беженцам из Украины. Однако состояние «Шпионово» оказалось плачевным. Здание годами стояло заброшенным, за это время было вывезено практически все, что можно было снять и продать. Возникла даже угроза сноса, что было бы тем более болезненно, что здание представляет собой архитектурную ценность и даже внесено в реестр памятников. В конце концов, было решено, что в этом нет необходимости, но здания должны быть капитально отремонтированы.

Гроховский массив

Обычно это место называют жилым массивом , хотя на самом деле это один очень длинный, извилистый дом длиной более полутора километров. Такая форма здания — не случайность, а воплощение идеи архитекторов, супружеской пары Зофьи и Оскара Хансен. Они мечтали о «непрерывной линейной системе» — гигантских домах-городах, которые тянулись бы через всю Польшу, от Татр до Балтийского моря. Гроховский массив (Przyczółek Grochowski) должен был стать полигоном для испытания этой концепции.

Гроховский массив. Фото: Тадеуш Рудзкий

Строительство началось в конце 1960-х , а завершилось в середине следующего десятилетия. В здании предполагалось создать все необходимые условия для жизни, его устройство также должно было способствовать контактам между соседями. Отдельные части дома соединялись общественными галереями, которые, однако, со временем были разделены решетками. Жильцы дома не слишком восторженно отзываются о нем: в длинных коридорах-галереях происходили ограбления, особенно часто — в 1990-х годах, а упомянутые выше решетки производят мрачное впечатление — жильцы предпочли бы обычные лестничные площадки, как в других домах. Назвать их поклонникам идеи четы Хансен — трудно.

Но эти архитекторы были провидцами! Сейчас ведется много разговоров о концепции The Line , здания-города протяженностью 170 километров, который планируется построить в Саудовской Аравии. Это ничто иное как воплощение мечты супругов Хансен. Грандиозная идея берет свое начало в Гроховском массиве в Варшаве. Интересно, как спустя года ее реализацию в Саудовской Аравии оценят жильцы дома?

Экспериментальные домики из мусора

Поле Мокотовское — это обширная территория бывшего аэродрома , который существовал в 1910–1947 годах, сегодня — один из любимых парков варшавян для прогулок и пробежек. Вскоре после Второй мировой войны здесь проводился эксперимент, который должен был иметь огромное значение для восстановления Варшавы. Сегодня на краю Поля, на небольшой улочке Чубатки (czubatkа — это хохлатая синица), которая фактически представляет собой парковую дорожку, можно увидеть пять невзрачных домиков. Они были построены в 1947–1948 годах по инициативе Института строительных исследований. Их построили из того, чего в Варшаве того времени было в избытке: из руин разрушенных зданий. Обломки, лежавшие по всему городу, планировалось переработать и получить из них новый перспективный строительный материал — бетон с добавлением строительных отходов.

Строительство экспериментальных домов. Источник: Национальный цифровой архив Польши

На этих домах предполагалось проверить то , какими свойствами на самом деле обладает такой строительный материал. На первый взгляд, они ничем не отличаются друг от друга, у всех одинаковая площадь (всего 45 квадратных метров), но в каждом из них спроектирована особенная конструкция стен и потолка. Создатели рассчитывали, что приобретенный здесь опыт послужит для строительства сотен новых домов. Эксперимент завершился частичным успехом. Материал оказался вполне пригодным для строительства, однако по своим свойствам он уступал обычному кирпичу: больше впитывал влагу и обладал слишком изменчивыми характеристиками в зависимости от используемых отходов. Кроме того, поскольку материал был экспериментальным, его использование потребовало бы корректировок технологии строительства.

По окончании исследовательских работ домики передали сотрудникам Института. То , что здания стоят уже 70 с лишним лет, доказывает, что материал оказался долговечным, несмотря на все изъяны.

Дом Керета: самое узкое здание в Варшаве

Этот дом не так легко заметить , и наверняка каждый день сотни людей проходят мимо него по Желязной улице (Żelaznа), не подозревая о том, что прозевали самое узкое здание в Варшаве. Дом Керета — а речь именно о нем — помещается в щели шириной 152 сантиметра между довоенным зданием на Хлодной, 22 (Chłodna) и постройкой 1970-х годов на улице Желязной, 74. Его ширина составляет всего 72 сантиметра в самом узком месте, а в самом широком — чуть больше 1,2 метра.

Дом Керета. Источник: miejsca.org

Полное название объекта содержит слово «эрмитаж» , что означает место уединения (Ermitaż — Dom Kereta). Его амбассадор и первый жилец — израильский писатель Этгар Керет, однажды публично заявивший, что хотел бы пожить некоторое время в Варшаве. Таким образом он символически вернулся в родной город своей семьи. Во время оккупации родителям писателя приходилось прятаться от немцев в тесных, даже клаустрофобических укрытиях — и об этом тоже напоминает дом Керета.

Открытие объекта состоялось в октябре 2012 года. Он служит резиденцией для представителей творческих профессий со всего мира. В доме есть все необходимое для проживания: ванная комната , спальня и крошечная, но функциональная кухня.

Дом появился по инициативе Фонда польского современного искусства. Архитектор Якуб Щенсны из архитектурной группы Centrala , автор проекта дома, сравнивает его с работами японских архитекторов, которым приходится застраивать подобные узкие участки земли, или также с голландскими домами.

Дом «Под королями»

На небольшой улице Ипотечной (Hipoteczna) , за Банковской площадью, под номером 2 стоит здание, фасад которого напоминает нам об истории былой Польши. Это Даниловичовский дворец (pałac Daniłowiczowski), названный так по фамилии первого владельца, Яна Николая Даниловича, который в 1621 году построил здесь магнатскую резиденцию. Во время Шведского потопа дом подвергся разрушениям, затем перешел в собственность иезуитов, а в 1736 году его купил епископ Анджей Станислав Залуский.

Дом «Под королями». Фото: Адриан Грицук

На стенах здания установлены бюсты 40 польских правителей. Именно им дом обязан своим названием , хотя носил его не всегда. В 1742 году были начаты работы по обустройству дома под нужды библиотеки Залуских, первой публичной библиотеки на польских землях. Ее собрания были крупнейшими в Европе. Во время разделов Речи Посполитой богатейшие фонды были вывезены в Петербург , где они стали основой Петербургской публичной библиотеки.

После вывоза библиотеки русские солдаты разорили дворец. Впоследствии его использовали под склад муки , который был уничтожен пожаром в 1807 году. Когда дворец был восстановлен (спустя 13 лет), он стал доходным домом.

Тогда во время ремонтных работ в подвале здания были обнаружены бюсты польских князей и королей , скорее всего украшавшие интерьер библиотеки. Предположительно, их спрятали, чтобы уберечь от разрушений в ходе военных действий. Бюсты были отреставрированы и размещены на стенах флигелей. Только в 1899 году, после перестройки, когда прокладывали Ипотечную улицу, а флигели снесли, бюсты были перенесены на фасад здания. Тогда и появилось название «Дом под королями» (Dom Pod Królami).

Дом не подвергался существенным повреждениям с сентября 1939 года , уцелел во время Варшавского восстания , однако в ноябре 1944 года его подожгли отделы Vernichtungskommando, которые тогда систематически уничтожали Варшаву. Но большинство бюстов уцелело. Дом долго дожидался реконструкции. Ее провели лишь на рубеже 1950–1960-х годов, после того, как дом был передан Союзу сценических авторов и композиторов (Związek Autorów i Kompozytorów Scenicznych), который находится в нем и сейчас.

Перевод Ольги Чеховой