Силезский музей в Катовице. Фото: Войцех Крынский / Forum

Силезский музей в Катовице. Фото: Войцех Крынский / Forum

Известный украинский блогер Денис Казанский рассказывает, как в главном угледобывающем регионе Польши депрессивные шахтерские городки делают привлекательными для туристов.

Опыт Польши по реструктуризации угольной отрасли очень интересен для Украины, которой еще только предстоит решать похожие проблемы. Даже с учетом утраты значительной части Донбасса, которая уже шестой год оккупирована Россией, под контролем украинского правительства остается много угледобывающих городов. И все они либо уже столкнулись с проблемами, характерными для подобных регионов, либо столкнутся с ними в скором будущем.

К сожалению, в шахтерских городах Донбасса, в постсоветское время так и не были созданы новые предприятия, которые смогли бы компенсировать сокращение рабочих мест. Большинство существующих производств продолжает погружаться в кризис. Этим шахтерские регионы Украины разительно отличаются от польской Силезии, где все эти годы создавали альтернативу закрытым угледобывающим предприятиям и вдыхали в депрессивные города новую жизнь.

Меры, которые поляки принимают, чтобы преодолеть кризисные явления, можно условно разделить на две категории. Первая — это так называемая ревитализация существующих объектов промышленности: закрытые заводы и шахты сохраняют и превращают в музеи. Таким образом шахтерскую специфику Силезии постепенно делают новой достопримечательностью и с ее помощью развивают в регионе новый, ранее нехарактерный для него туристический бизнес. Второе направление, по которому сегодня работают в Силезии, — создание новой индустрии и новых производств. В основном это происходит за счет привлечения иностранных инвестиций.

Про новые заводы и инвестиции речь пойдет в другой раз, а сейчас расскажем о том, как выглядит ревитализации старых промышленных объектов.

Простая мысль, что промышленные регионы, перегруженные разного рода индустрией, могут также привлекать миллионы туристов, в Украине пока звучит только на конференциях и круглых столах. А вот в странах Центральной Европы эту идею уже давно реализовали на практике. Старые заводы и шахты превратились в места развлечений, например, в Чехии и в Эстонии. В Польше местом скопления таких туристических объектов стала, разумеется Силезия — исторически главный промышленный регион с большой концентрацией разнообразной промышленности.

Создать свою собственную индустриальную достопримечательность здесь старается едва ли не каждый шахтерский город. Несколько лет назад, например, ей обзавелся Катовице — крупный промышленный центр, столица Силезского воеводства. На территорию старой шахты «Катовице», закрытой в 1999 году, переехал Силезский музей. Теперь в бывших промышленных постройках размещается экспозиция, посвященная культуре, истории и быту жителей этого региона, а также проводятся выставки современного искусства и многое другое. А шахтный копёр (конструкцию, находящуюся на поверхности и предназначенную для размещения подъемной установки) превратили в смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на город.

71263752 3049982131809162 1478061670059212800 n Силезский музей в Катовице. Фото: Денис Казанский

Ежегодно музей в Катовице посещает несколько сотен тысяч туристов. В основном это граждане Польши, но для города нет особенной разницы — внутренний туризм или внешний; приток такого количества гостей — всегда плюс для любого населенного пункта.

Музей делает все, чтобы гости тратили деньги, поэтому в нем есть, например, большой сувенирный магазин, в котором можно купить на память самые разнообразные вещи — от кружек и футболок до украшений из силезского угля. Оказавшись здесь, сразу понимаешь, сколько подобных товаров мог бы предложить туристу украинский Донбасс: простор для фантазии в нашем случае явно не меньший.

71137862 662271830949874 6045706793185705984 n Сувенирный магазин в Силезском музеe. Фото: Денис Казанский

Еще более интересное место — шахта-музей «Гвидо» в городе Забже. Если в Украине такие старые шахты массово уничтожали и сравнивали с землей, то в Силезии некоторые из них получили новую жизнь. В Забже, в отличие от Катовице, полностью сохранили предприятие в его изначальном виде, и предлагают туристам спускаться в забой. В музее Забже работает около 400 человек — для депрессивного шахтерского города, где на счету каждое рабочее место, это очень много. В прошлом году музей посетило около 200 тысяч человек.

70777613 739084749897640 6871034847020711936 n Шахта-музей «Гвидо» в городе Забже. Фото: Денис Казанский

То, что для жителей шахтерского города — скучная повседневность, для гостей из других регионов, где нет угольной промышленности — настоящая экзотика. И спуск в шахту для них — такое же увлекательное дело, как для местных, не избалованных достопримечательностями — визит в средневековый замок.

Кстати, на глубине шахты есть бар, где можно выпить здешнего пива, которое так и называется: «Гвидо». Его же, в числе прочего, можно купить и в сувенирном магазине.

72121017 395830694422416 4362980796076654592 n Шахта-музей «Гвидо» в городе Забже. Фото: Денис Казанский

Возле шахты в Забже находится выставка промышленной техники под открытым небом. На ней тоже нет ничего уникального: все это заурядные образцы шахтного оборудования — вагонетки, угольные комбайны. Но для приезжих и это оказывается интересным.

Создание подобных музеев в Силезии продолжается. К примеру, планируется открыть для посетителей старую, уже не действующую электростанцию в городе Бытом.

69812263 457353291530844 65826223556657152 n Электростанция в городе Бытом. Фото: Денис Казанский

Глядя на это, остается только представлять, как могли бы быть реализованы подобные проекты не только на Донбассе, но и в других промышленных городах Украины и прочих стран, где есть подходящие объекты старой индустрии. В мире есть спрос на советскую экзотику, так что при надлежащей организации можно было бы привлечь на заводы и шахты и иностранных туристов.

В Украине достаточно шахт, похожих на ту, которая привлекает туристов в Забже. К примеру, подобный музей можно было бы открыть в Лисичанске — старейшем шахтерском городе Донбасса, где в свое время действовала самая первая угольная шахта региона. Создание такого музея могло бы вдохнуть новую жизнь в депрессивный город, дать ему толчок к развитию.

Цена вопроса не высока, ведь по сути все уже построено и готово. Необходимо только приспособить предприятие для посещения туристами. Но вопрос, очевидно, не столько в возможностях, сколько в желании чиновников заниматься таким делом. Пока такого желания у них нет.

Денис Казанский profile picture

Денис Казанский

Все тексты автора

Читайте также