Пётрковская улица, Лодзь. Фото: Радослав Жидович / Unsplash

Пётрковская улица, Лодзь. Фото: Радослав Жидович / Unsplash

Необычные места города, в которых стоит побывать.

«Город Лодзь пробуждался» — так начинается самая известная книга о Лодзи , «Земля обетованная» Владислава Реймонта. Мне кажется, что мой странный, полный контрастов и энергии город уже пробудился. В нем перемешались разные культуры, прошлое и настоящее, уродливое и прекрасное. Может, я вас настолько заинтересую Лодзью, что мы скоро встретимся за чашечкой кофе на Пётрковской улице?

Дворец Израиля Познанского. Фото: Юстина Томашевская

Лодзи почти 600 лет , это третий польский город (после Варшавы и Кракова) по численности населения и четвертый — по площади (к первой двойке лидеров приближается Щецин). Здесь целых 19 высших учебных заведений, так что Лодзь — студенческий город, один из крупнейших академических центров Польши. Энергия молодости ощущается здесь на каждом шагу.

Хотя в Лодзи есть множество интересных достопримечательностей , ее сложно назвать туристическим городом. У нас нет ни моря, ни озера, ни даже приличной речки. Зато мы находимся в центре Польши: всего полтора часа на поезде до Варшавы, а море и горы от нас одинаково близко! А еще жители Лодзи наделены прекрасным чувством юмора и — что дает о себе знать на каждом шагу — довольно сильным местным патриотизмом.

Площадь свободы. Источник: Википедия

В центре города имеется 27 прекрасно сохранившихся дворцов и свыше 50 вилл , бесчисленные фабрики и старые доходные каменные дома.

Помимо этих очевидных достопримечательностей , тут есть и настоящие городские тайны, которые прячутся в закоулках и подворотнях. Достаточно лишь свернуть с проторенного маршрута.

Представим себе , что вы сходите с поезда на вокзале Лодзь-Фабричная (Łódź Fabryczna). После капитального ремонта он стал одним из крупнейших железнодорожных вокзалов в Польше, его огромная футуристическая глыба видна еще издали. И вот первый контраст, который бросится вам в глаза, достаточно оглядеться по сторонам: вы увидите построенную в XIX веке православную церковь Св. Александра Невского, парк, здание, слегка напоминающее варшавский Дворец культуры и науки (там расположена мэрия) , и большую фабрику, подробнее о которой — чуть позже.

Лодзь-Фабричная. Источник: Википедия

Вокзал немного похож на космодром , и его лучшие годы еще впереди: как раз недавно началось строительство подземного туннеля, соединяющего вокзал Лодзь-Фабричная со старым вокзалом Лодзь-Калишская (с тремя станциями посередине). Через несколько лет там начнут курсировать поезда, а пока жители города с нетерпением ждут своего «метро» и надеются на более интенсивное железнодорожное сообщение с другими частями страны.

Вокзал Лодзь-Фабричная. Источник: МИД Польши / Flickr

Возле вокзала стоят два внушительных современных здания: это офисный комплекс Ворота города (Brama Miasta) , из которого хорошо видно EC1 — бывшую тепловую электростанцию, а ныне важнейшую часть Нового центра Лодзи (Nowe Centrum Łodzi). Невероятная атмосфера старого города смешивается в этом месте с современностью: здесь расположен Центр науки и техники, Планетарий, Центр комиксов и интерактивного нарратива, организующий Фестиваль комиксов и игр. EC1 — идеальный пример ревитализации , или, иначе говоря, возрождения, возвращения к жизни старых зданий, которые обретают новое назначение. Ревитализация — одно из самых популярных слов в Лодзи. В этой области нам есть чем гордиться.

Комплекс EC1. Источник: Википедия

Последний взгляд на бывшую фабрику , на большие окна, которые мы в Лодзи называем «вейдеры» (от маски лорда Вейдера в «Звездных войнах»), и идем дальше. Нас ждет еще немало открытий.

Лодзь — это город стрит-арта. Свыше 150 муралов , скульптур, инсталляций производят сильное впечатление. А встретить их можно на каждом шагу: от изображений, занимающих огромную площадь, до небольших, нередко проходных работ.

На пересечении улиц Траугутта (Traugutta) и Сенкевича (Sienkiewicza) нас приветствует мурал , который никак нельзя пропустить. На нем изображен Артур Рубинштейн: выдающийся пианист, родившийся в Лодзи, он был также известен хорошим чувством юмора, а гримасу, которую вы видите на мурале, сделал, позируя для фото. И получился шедевр! Фотография потрясла бразильского художника Эдуардо Кобру, который создал красочный мурал в характерном для него стиле. Артур Рубинштейн смотрит на Лодзинскую филармонию, которая носит его имя.

Мурал с изображением Артура Рубинштейна. Источник: Википедия

Чуть дальше по улице Траугутта , 10 — еще одна работа, на сей раз инсталляция под названием «Соседи». Это произведение Исаака Кордаля состоит из 24 балкончиков, на которых стоят жильцы — грустные, серые и усталые, они смотрят вниз или прямо перед собой, не разговаривая друг с другом. Это одно из самых интересных произведений стрит-арта в Лодзи, одно из тех, что заставляют задуматься.

Двор дома 38 на Пётрковской улице. Фото: Юстина Томашевская

Лодзь — это одна из крупнейших галерей под открытым небом в Европе. Огромные стены лодзинских старых домов украшают более 70 работ художников со всего мира. Чтобы их найти , стоит сворачивать с главных улиц и внимательно смотреть по сторонам. В Лодзи действует простое правило: самое интересное — наверху, поэтому мы осматриваем город, гордо подняв голову!

Муралы прячутся почти повсюду — украшают современные многоэтажки , угловые стены старых каменных зданий и дворы. Дворы — это второе лицо Лодзи.

Нередко за фасадом прекрасно отреставрированного , представительного доходного дома прячется тайный сад, бетонный двор или скульптура, о которой никто ничего не знает.

Самое известное место в городе — Пётрковская (Piotrkowska) , королева среди улиц. Говорят, что приехать в Лодзь и не побывать на Пётрковской — все равно что посетить Париж и не побывать на Елисейских полях. Пётрковская протянулась более чем на четыре километра, два из которых превращено в своеобразную пешеходную зону — здесь находятся прекрасные старинные доходные дома, кафе, пабы, рестораны, скамейки и множество достопримечательностей.

Я покажу вам несколько дворов на Пётрковской , ведь именно здесь прячется настоящая Лодзь. Для начала зайдем в подворотню, которую просто необходимо увидеть — здесь, на Пётрковской, 3, находится Пассаж Розы (Pasaż Róży). Этот потрясающий внутренний двор, созданный Иоанной Райковской, полностью облицован... осколками зеркал. Он производит сильное впечатление, особенно в солнечный день.

Пассаж Розы. Фото: Юстина Томашевская

На чашечку кофе стоит заглянуть на Пётрковскую , 17, в «Небостан» (Niebostan) — оригинальный интерьер, сад во внутреннем дворике и очень хорошее веганское меню. А еще — лучшие в городе вечеринки.

Мурал «Рождение дня». Фото: Юстина Томашевская

Чуть дальше , у дома 26, вас ждет еще один мурал — Zwykły. Это польское слово, написанное на стене, переводится как «обычный», «обыденный». А теперь свернем на минуточку на улицу Венцковского: там под номером 4 находится уникальный двор , «Рождение дня», который на миг переносит нас в сказочную страну прямо с картин Войцеха Сюдмака. Войцех Сюдмак — польско-французский художник, представитель фантастического реализма. Картины воспроизведены на 240 керамических плитах , которые покрывают весь двор. Здесь стоит задержаться подольше и рассмотреть как следует все, что тут скрыто.

Возвращаемся на Пётрковскую , где под номером 38 вы можете полюбоваться на «Сад искусств»: двор превращен в тайный сад с картинами, цветами и фигуркой Будды. Это от начала и до конца — работа жильцов дома. Они хотели жить в окружении прекрасного, и, кажется, им это удалось.

Двор дома 38 на Пётрковской улице. Фото: Юстина Томашевская

Так можно ходить еще долго — Пётрковской есть много чего предложить , поэтому, пожалуйста, заглядывайте в подворотни, смелее! Непременно зайдите в подворотню на Пётрковской, 88, где над самым входом во дворик висит сукка — шалаш, который строят на еврейский праздник Суккот. Это — свидетельство присутствия евреев в Лодзи: в XIX веке они составляли 33 % населения, и таких сукк в городе было очень много, сегодня же их всего несколько. В той же самой подворотне находится мурал с братьями Блюз Blues Brothers — американский фильм, комедийный мюзикл, снятый в 1980 году режиссером Джоном Лэндисом. и Лодзью-Фабричной. Я ведь говорила , что Лодзь — город контрастов!

Невозможно пропустить и памятник Единорогу , который стоит рядом с Конюшней единорогов (Stajnia jednorożców). Да-да. У нас в Лодзи есть и такое!
Памятник Единорогу. Источник: Википедия

На самом деле Конюшня — это трамвайный вокзал , который сильно облегчает жителям Лодзи коммуникацию между разными частями города. Сооружение венчает разноцветная крыша, отсюда и неформальное название. Сначала была только сама Конюшня, а несколько лет спустя, благодаря Гражданскому бюджету, Budżet obywatelski — часть местного бюджета, которая предназначена на реализацию локальных проектов, предложенных и выбранных самими жителями. появился и памятник Единорогу авторства японского художника Томохиро Инабы.

Старинный дом в Лодзи. Фото: Юстина Томашевская

И снова контрасты: сама Пётрковская с красивыми доходными домами , Централь (Central) — универмаг 1960-х годов, современное здание отеля и самые высокие современные многоэтажки Лодзи, которые мы называем Манхэттеном.

Прогулку по самой главной лодзинской улице стоит продолжить. В этой ее части уже становится более шумно , потому что ходят трамваи, но на каждом шагу по-прежнему попадается что-то интересное. К примеру, двор дома на Пётрковской, 203/205, — там находится интереснейший лодзинский барельеф, об истории которой нам ничего не известно. Это Пегас со сломанным крылом. Еще здесь есть очень хороший кинотеатрик «Чарли», где можно не только посмотреть фильмы в непринужденной, камерной атмосфере, но и увидеть прекраснейшую лодзинскую мозаику.

Лодзинская мануфактура. Максим Харбар / Unsplash

Пётрковская , 217, — относительно новое место в городе: отличные бары, фестивали уличной еды и муралы создают в сочетании с красным кирпичом атмосферу наподобие берлинской. Это одно из моих любимых мест в Лодзи.

Но Лодзь — это не только Пётрковская. Это еще и Балуты (Bałuty) , район, который повидал многое. Именно здесь во время Второй мировой войны было еврейское гетто.

Время в Балутах будто бы остановилось. Это не первое место , куда направляют свои стопы туристы, тем более что район пользуется, мягко говоря, не лучшей славой. Незаслуженно. Это одна из очень интересных частей города со своей необычной историей. До 1915 года Балуты были самой большой деревней в Европе: на момент, когда она вошла в состав Лодзи, здесь проживало 100 тысяч человек.

Надпись на стене «Бог , юмор, Отечество». Фото: Юстина Томашевская

В Балутах есть все: старые доходные дома , неухоженные дворы, где можно найти прекрасные образцы стрит-арта. К моим любимым относится так называемая Балутская мозаика — в одном из дворов земля выложена пивными крышками. Художественная акция местных жителей продолжается уже десятки лет и кажется бесконечной! Здесь тоже есть муралы, в том числе и с текстами на иврите, и забавные, дающие повод для размышления надписи, созданные одним из местных художников. В Балутах сохранилась какая-то странная подлинность. Соседи все так же встречаются во дворах, разговаривают, сушат белье и все друг о друге знают. А еще в этой части города находится одно из крупнейших в Европе еврейских кладбищ, прогулка по которому должна быть обязательным пунктом программы каждой экскурсии. Лучшего урока истории не придумать.

Старое еврейское кладбище в Лодзи. Фото: Юстина Томашевская

Здесь также действует Центр диалога им. Марека Эдельмана (Centrum Dialogu im. Marka Edelmana) , который занимается просвещением на тему прошлого Лодзи, борется с предрассудками и стереотипами. Центр расположен в Парке выживших (Park Ocalałych) — месте, увековечившем память тех, кто выжил в Лодзинском гетто. Там есть и скамейка Яна Карского , и памятник Праведнику народов мира. Лодзь помнит свою историю.

Ну вот и все. Хотя я не показала вам столько мест! Мы не побывали в районах Ксенжи Млын (Księży Młyn) и Полесье (Polesie) , я не рассказала вам о цветах, которые цветут в одном из парков и предвещают наступление весны, мы не были на Мануфактуре (Manufaktura) и в Видзеве (Widzew). В Лодзи еще столько всего интересного! Лучше всего — убедиться в этом самостоятельно.

Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян

Юстина Томашевская profile picture

Юстина Томашевская

Все тексты автора

Читайте также