Бартломей Келбович возле посольства РФ. Фото: Антоний Иваньчук

Бартломей Келбович возле посольства РФ. Фото: Антоний Иваньчук

Бартломей Келбович. Художник, который рисует войну

08 мая 2023
Бартломей Келбович
Образы

Художник Бартломей Келбович рассказывает о своих плакатах и художественных акциях, направленных против российской агрессии.

Меня зовут Бартломей Келбович. Мне 37 лет , я из Варшавы и занимаюсь современным искусством. Мне нравится именно визуальное искусство. Такая своего рода мультиформа — в этом понятии заключается гораздо больше, чем я могу сейчас сказать.

Протестные плакаты я чаще всего рисую акварельными или акриловыми красками , сканирую и выкладываю на свой сайт, чтобы все желающие могли их скачать и распечатать для участия в акциях. Это мой вклад в борьбу, потому что война России против Украины касается не только украинцев и россиян: это война России с демократическим миром.

Российско-украинская война

Первые работы о войне , Олимпийских играх в Пекине, Путине я сделал еще в январе 2022 года. Атмосфера была очень напряженной.

Рисунок об Олимпийских играх в Пекине. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

За более чем год полномасштабной войны у меня накопились сотни плакатов , все они находятся в свободном доступе, их можно использовать для протестных акций. Активисты из разных стран так и делают.

Хорошо помню 24 февраля 2022 года. За пятнадцать минут я нарисовал плакат , представляющий лицо Путина за решеткой.

Плакат с лицом Путина за решеткой. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Тогда я еще преподавал в университете , и мы со студентами целый день рисовали плакаты для акции протеста перед посольством РФ в Варшаве, на которую пошли вечером. Помню, я стоял с множеством плакатов: на одних были сине-желтые голуби мира, на других — лицо Путина. В какой-то момент плакаты с российским президентом выпали у меня из рук. Была большая толпа, какой-то парень прошел по ним, за ним еще кто-то, и получилось, что люди просто начали топтать лицо Путина. Это меня вдохновило. Через несколько дней я устроил акцию: нарисовал с тридцать портретов Путина и разложил их перед посольством РФ. Люди массово, с неистовыми эмоциями, начали их топтать. Я видел, что это приносит им облегчение. Позже я организовывал еще несколько подобных акций. В других городах и странах тоже подхватили эту идею. Мне прислали огромное количество фотографий, на которых люди топчут рожу Путина.

Люди топчут рисунки с лицом Путина. Фото: Войцех Крынский / Forum

Через несколько дней после первой акции я нарисовал , наверное, самую известную работу — портрет Зеленского. Я чувствовал, что украинцам нужен образ героя, что это будет их мотивировать и поддерживать. Это все, что я мог им дать, поэтому я распечатал копии портрета и раздавал людям на протестах.

Люди с портретами президента Владимира Зеленского авторства Бартломея Келбовича. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Потом произошло событие , после которого я не спал всю ночь — так оно меня взволновало: портрет удалось подарить самому Зеленскому во время его приезда в Варшаву. Это случилось благодаря активистке Натале Панченко и фонду «Евромайдан Варшава», когда президент вышел к людям после своего выступления. Меня поразила его смелость. Я сумел пробраться к нему через толпу и вручить портрет. Обращаясь к нему, я громко выкрикивал слова по-польски, пытаясь перекричать толпу — не знаю, понял ли он что-нибудь. Меня переполняли эмоции. Увидев, что я ему протягиваю, Зеленский улыбнулся. На обороте рисунка я по-украински написал ему благодарность за сохранение мира во всей Европе — надеюсь, он это прочитал.

Политическое искусство

После 24 февраля 2022 года я проводил акции против корпораций , которые не ушли с российского рынка. Почему я это делал? Потому что, работая там, западные корпорации платят огромные налоги в бюджет России. А россияне тратят эти деньги на оружие, которым убивают украинцев, уничтожают украинские города. Я постоянно следил за тем, кто остается, а кто, под давлением всего мира, все-таки уходит с российского рынка. И начал делать рисунки с логотипами брендов, которые ведут бизнес на крови, ставят деньги выше человеческой жизни.

Измененные логотипы компаний , которые не выходили из РФ. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Потом я решил заменить ценники в магазине сети Leroy Merlin , которая не ушла с российского рынка: на мусорные контейнеры налепил этикетки «Контейнер для трупов». Акция получила широкий отклик во всем мире.

Этикетка «Контейнер для трупов» в Leroy Merlin. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Потом я сделал то же самое в Auchan: прикрепил к детской обуви этикетку: «Обувь , которую никто никогда не наденет» — такая отсылка к Хемингуэю. А на бутылки с водой поместил ценник с надписью: «Вода из батарей Мариуполя». Я действовал так аккуратно, что меня никто не поймал с поличным.

Этикетка «Обувь , которую никогда никто не наденет». Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Позже я познакомился с другими активистами , и мы устроили акцию — включили в Leroy Merlin советский гимн. У нас были большие блютус-колонки , звук распространялся по всей площади магазина, люди бежали из него, ничего не купив. Но охрана нас быстро выгнала.

Между протестами у меня появлялось много рисунков , которые отражали реакцию на происходившее. Рисунки публиковались в СМИ — не только польских и украинских.

Один из моих рисунков — портрет Путина , с фрагментом разбомбленной многоэтажки на месте лба — удалось продать на аукционе в пользу сбора на «Байрактар» от Польши , организованном Славомиром Сераковским, публицистом портала Krytyka Polityczna.

Портрет Путина , у которого вместо лба фрагмент разбомбленной многоэтажки. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Еще одной важной работой был плакат с папой римским Франциском. Вместо креста на шее я нарисовал ему символ российских оккупантов , букву Z. Это было в мае 2022 года, когда папа сказал, что «в конфликте виновны обе стороны». Меня поразило, что он повел себя не как духовный лидер, а как циничный политик.

Плакат с папой римским Франциском. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

К сожалению , по прошествии времени все чаще говорится о том, что люди устали от войны, и стоит делать плакаты на другие темы, но для меня это сигнал, что тему войны оставлять нельзя — нужно рисовать больше. Всего я создал около 115 работ и точно не собираюсь на этом останавливаться.

Быть художником

Когда я был моложе , то воспринимал мир иначе. Я путешествовал, занимался капоэйрой и учился. Много рисовал, а главным мотивом моих картин были собственные переживания. Потом я сосредоточился на мире, который меня окружает. Начал интересоваться политикой, социальными процессами.

Моими первыми шагами в искусстве были фотографии , поскольку мой отец — фотограф. Самое лучшее в фотографии — возможность запечатлеть мгновение. То, что я делаю теперь, по своей сути напоминает искусство на грани журналистики и фотографии — я пытаюсь быстро реагировать на события, фиксировать их в своих рисунках.

Быстрота реакции очень важна. В марте я стал отцом. Это событие тоже повлияло на мое восприятие: я постоянно думаю о том , в каком мире будет жить мой сын. Стараюсь смотреть на мир его глазами.

Бартломей Келбович с женой и ребенком. Источник: Бартломей Келбович / фейсбук

Жизнь художника — это работа 24/7 , без перерывов. Конечно, у меня есть мастерская, где я провожу «рабочее время», сижу за компьютером. Однако искусство состоит в наблюдении за реальностью. Я постоянно смотрю, переживаю, обдумываю, чтобы ничего не упустить, не потерять ни единого контекста. Современное искусство — это сумма пережитых, пропущенных через себя реакций на события.

Я наблюдаю разными способами — слежу за новостями в различных источниках , провластных и оппозиционных, слушаю, что говорят люди на улице и в метро. Постоянно ищу код настоящего, реальности, в которой мы живем. Это непрерывный процесс.

Самое большое признание для меня — если благодаря моему творчеству хотя бы один человек изменит взгляд на ситуацию , если мои работы заденут его за живое и заставят задуматься.

Сила искусства в том , что ты можешь ставить вопросы. Рисунок может содержать много смыслов. Это придает тебе сил и развивает чувствительность, заставляет работать еще больше.

Записала Зоряна Вареня

Перевод Сергея Лукина

Читайте также